Консультация для педагогов. «Понятие и значение звуковой культуры речи»

Воспитание звуковой культуры речи — одна из важных задач развития речи в детском саду, так как именно дошкольный возраст является наиболее сенситивным для ее решения.

Звуковая сторона речи представляет единое целое, но весьма сложное явление, которое необходимо исследовать с разных сторон.

В современной литературе рассматривается несколько аспектов звуковой культуры речи: физический, физиологический, лингвистический.

Звуковая культура речи — понятие достаточно широкое, оно включает в себя фонетическую и орфоэпическую правильность речи, выразительность ее и четкую дикцию.

Воспитание звуковой культуры предполагает:

— формирование правильного звукопроизношения и словопроизношения;

— воспитание орфоэпически правильной речи — умение говорить согласно нормам литературного произношения;

— формирование выразительности речи;

— выработка дикции.

Понятие звуковой культуры речи, задачи работы по ее воспитанию раскрываются О.И. Соловьевой, А.М. Бродич, А.С. Фельдберг, А.И. Максаковым, М.Ф. Фомичевой и др.

В звуковой культуре речи выделяют 2 раздела: культуру речепроизношения и речевой слух. Поэтому работа должна вестись в 2 направлениях:

— развитие речедвигательного аппарата;

— развитие восприятия речи.

Исследователи детской речи и практические педагоги отмечают значение правильного произношения звуков для формирования полноценной личности ребенка и установления социальных контактов, для подготовки к школе, а в дальнейшем и для выбора профессии. Ребенок с хорошо развитой речью легко вступает в общение с взрослыми и детьми, понятно выражает свои мысли и желания. Речь с дефектами произношения, наоборот затрудняет взаимоотношения, задерживает психическое развитие ребенка и развитие других сторон речи.

Особое значение правильное произношение приобретает при поступлении в школу. Одной из причин неуспеваемости по русскому языку — наличие недостатков звукопроизношения.

Проблема формирования звуковой стороны речи не потеряла своей актуальности и практической значимости в настоящее время.

 

ОСОБЕННОСТИ УСВОЕНИЯ ЗВУКОВОЙ КУЛЬТУРЫ РЕЧИ ДОШКОЛЬНИКАМИ

В педагогической и психологической литературе процесс овладения звуковым строем русского языка детьми дошкольного возраста изучен и описан в работах А.Н. Гвоздева, В.И. Бельтюкова, Д.Б. Эльконина, Е.И. Радиной. Само освоение звуков начинается на 1 году жизни, когда ребенок овладевает своими речевым и слуховым аппаратами.

Усвоение звуковой стороны языка, по мнению Л.Б. Эльконина, начинается с того момента, когда язык начинает служить средством общения.

Для правильного решения проблемы воспитания звуковой культуры важное значение имеет рассмотрение анатомо-физиологических и психологических предпосылок овладения правильным произношением звуков в дошкольном возрасте.

В основе звукопроизносительного процесса, как известно, лежат речевое дыхание и деятельность речедвигательного аппарата. Речь формируется под контролем слуха.

Важными предпосылками овладения чистым звукопроизношением в дошкольном возрасте являются соответствующее развитие слухового анализатора и фонематического слуха.

Большое значение в произношении имеет деятельность речедвигательного аппарата, который к дошкольному возрасту сформирован, но имеет некоторые особенности.

Умение произносить звуки и слова развивается постепенно. Как известно, процесс артикуляции звуков человеческой речи состоит в образовании связей между ощущениями, вызываемыми сокращением мышц речевого аппарата, и слуховыми ощущениями от звуков, которые человек произносит. К этим связям присоединяются еще и зрительные ощущения (от восприятия артикуляции говорящего). Зрительное восприятие помогает улавливать видимую артикуляцию звуков и тем самым уточнять свои собственные движения.

Одной из важных предпосылок формирования речи является способность ребенка к подражанию.

Таким образом, в дошкольном возрасте имеются все предпосылки для успешного овладения звуковой стороной русского языка. К ним можно отнести соответствующее развитие коры головного мозга в целом, фонематического восприятия речи и речедвигательного аппарата. Способствуют овладению звуковым составом речи и такие особенности ребенка-дошкольника, как высокая пластичность нервной системы, повышенная подражательность, особая восприимчивость к звуковой стороне языка, любовь детей к звукам речи.

Всякое отступление от правильного произношения в возрасте свыше 5 лет может превратится в привычку. Поэтому именно в этот период необходимо серьезно следить за произношением детей и вовремя предупреждать у детей дошкольного возраста неправильные произношения отдельных звуков, особенно шипящих, перестановка или опускание звуков и слогов в слове. Наблюдается речь быстрая, нечеткая, при которой дети недостаточно открывают рот, слабо артикулируют звуки. Эти особенности речи не являются патологическими, они объясняются медленным развитием моторики речедвигательного аппарата.

 

ЗАДАЧИ И СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ ПО ВОСПИТАНИЮ ЗВУКОВОЙ КУЛЬТУРЫ РЕЧИ

Задачи выдвигаются в соответствии с основными составными частями понятия «Звуковая культура». Содержание работы строится на основе данных фонетики, орфоэпии, искусства выразительного чтения, при этом учитываются возрастные особенности речи детей.

Можно выделить следующие задачи:

  1. Формирование правильного произношения звуков. В содержании задач входит следующее: совершенствование движений артикуляционного аппарата — артгимнастика; последующая работа над ясным произношением уже усвоенных детьми гласных и простых согласных, а затем над сложными согласными; закрепление правильного произношения звуков в контекстной речи.
  2. Выработка дикции. Дикция — внятное, четкое произношение слов и их сочетаний.
  3. Работа над правильным словопроизношением и словесным (фонетическим) ударением. Воспитатель должен знать типичные особенности в словопроизношении детей в младшем возрасте — сокращение слов (весипед — велосипед), перестановка звуков, слогов (чевряк — червяк, коричвенный — коричневый), добавление звука (реблята — ребята). Знание особенностей поможет быстрее исправить ошибки слово произношения детей.

В старшем возрасте нужно обратить внимание на правильность произнесения некоторых трудных слов (каково, троллейбус).

Детей иногда затрудняет постановка словесного ударения. Наш язык характеризуется нефиксированным ударением, например, нога — ножка — на ноги. Ударение в русском языке является средством различения грамматической формы.

  1. Работа над орфоэпической правильностью речи. Орфоэпия — совокупность правил образцового литературного произношения. Особое значение эта задача имеет в тех областях, где распространено диалектное произношение.
  2. Формирование темпа речи и качества голоса. Дети, особенно

младшие, склонны к быстрой речи, делают короткие и неуместные паузы.

Воспитатель должен учить детей говорить неторопливо, останавливаться в конце фразы, заканчивая интонационно мысль, говорить ритмично. Начиная со старшей группы, эти задачи усложняются. Воспитатель учит использовать качество голоса, как средство выразительности не только в свободной речи, но и при передаче чужих мыслей, авторского текста.

  1. Воспитание выразительной речи. Мы имеем в виду 2 стороны этого понятия:
  • естественная выразительность повседневной детской речи;
  • произвольная, осознанная при передачи текста.

Очень важная задача — развитие у детей самостоятельности, творческой инициативы при чтении наизусть. У детей старшего возраста следует формировать умение слышать выразительность речи других.

  1. Воспитание культуры речевого общения. В это понятие включается общий тон детской речи и некоторые навыки поведения. С младшего возраста воспитатель должен формировать у детей ласковый, приветливый тон в разговоре со сверстниками и взрослыми. Необходимо вести борьбу с отрицательными интонациями — капризами, грубыми, плаксивыми. В старшем возрасте должны быть навыки культуры поведения в процессе речи: умение разговаривать тихо, смотреть в лицо говорящему, держать руки спокойно. Особенно следует уделять внимание позе в момент речи, не делать лишних движений.
  2. Развитие речевого слуха и речевого дыхания. Ведущим анализатором в усвоении звуковой стороны речи является слух. С развитием ребенка постепенно развивается слуховое внимание, восприятие шумов и звуков речи. У ребенка старшего дошкольного возраста нужно развивать и более высокую степень речевого слуха — фонематическое восприятие, т.е. умение вычленять звуки в слове, определять их порядок и количество. Речевое дыхание — одна из основ голосообразования и речи. Особое внимание уделяется правильному диафрагмальному дыханию, длительности и силе

выдоха при речи и бесшумному глубокому вдоху перед произнесением фразы. Дидактические игры описаны в методических пособиях Фомичева М.Ф. «Воспитание у детей правильного произношения», «Обучение грамоте в детском саду».

 

ФОРМЫ РАБОТЫ ПО ВОСПИТАНИЮ ЗВУКОВОЙ КУЛЬТУРЫ РЕЧИ

Формирование третьей стороны речи осуществляется в условиях детского сада в 2-х формах: в форме обучения на занятиях и вне занятий.

Ведущей формой обучения являются коллективные (индивидуальные) занятия с детьми. В коллективных занятиях продуктивность работы повышается, а утомляемость уменьшается.

В формировании правильного звукопроизношения решающую роль играет своевременно начатое обучение.

Возраст детей к началу обучения является более важным фактором, чем длительность самого обучения.

 

ЭТАПЫ ОБУЧЕНИЯ

Обучение звукопроизношению осуществляется в соответствии с этапами работы над звуком, принятыми в логопедии.

  • этап — подготовительный — предполагает подготовку речевого аппарата к овладению звуками речи.

Правильное произношение звуков зависит от деятельности органов артикуляции (языка, губ, неба, зубов и т.д.), от подвижности и гибкости, их силы и точности.

Так, трудный звук «р» требует гибкости движений языка, быстрой вибрации кончика языка. Шипящие звуки требуют сильной воздушной струи

подъема языка, округления губ и т.д.

С целью подготовки речевого аппарата используются разнообразные упражнения:

— на развитие моторики артикуляционного аппарата — «Кто как кричит?» «Что звучит?» «Чей домик?» и т.д.;

— для развития речевого дыхания — игры на поддувания, сдувания пушинок, поддувания карандашей. В процессе дыхательных упражнений ребенок учится правильно дышать, делать короткий быстрый вдох и длительный плавный выдох;

— для развития речевого слуха — «Кто позвал?», «Эхо», «Угадай, что я сказал?» и т.д.

  • этап — постановка звука. Постановка звуков начинается с легких по артикуляции звуков и кончается более трудными.
  • этап — закрепление и автоматизация звуков.

этап — этап дифференциации смешиваемых звуков. Работа над дифференциацией звуков начинается тогда, когда оба звука могут быть правильно произнесены ребенком. Для дифференциации звука эффективен прием сравнения двух. Рекомендуется использовать игровой прием.

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Занятия по воспитанию звуковой культуры важны и для подготовки детей к обучению грамоте. На стадии овладения грамотой перед ребенком стоят задачи не только правильно слышать и произносить звуки, но и научиться анализировать звуковой состав слова, а затем соотносить звуки с буквами.

Упражнения на произношение и дифференциацию звуков целесообразно сочетать с подготовкой к звуковому анализу речи. Дети должны научиться слышать каждый звук в слове, отделять его от рядом стоящего, знать, определять, из каких звуков состоит слово и какова их последовательность.

Специальные занятия по обучению звукопроизношению с использованием приемов фиксации внимания на звуке (показ и объяснение артикуляции звука, выделение его голосом, интонирование) и упражнения в многократном повторении звука подводят детей к звуковому анализу.

С другой стороны, систематическая работа по звуковому анализу речи влияет на искоренение недостатков произношения звуков.

Важным качеством детской речи является выразительность. Выразительность речи основывается на осознанной передаче мысли.

Интонационно-звуковая выразительность важна для связной речи. От того, как ребенок владеет произношением звуков и какие просодические единицы использует, будет зависеть стиль его связной речи.

По мере усвоения требований со стороны взрослых ребенок овладевает средствами интонационной выразительности и начинает сознательно пользоваться ими. Эта ступень не ограничена возрастом, она зависит от воспитателя.

Наиболее высокая ступень характеризуется переходом от интонационной выразительности к языковой. Ребенок осваивает средства образной речи: метафоры, эпитеты, сравнения для образной передачи мысли. Эта ступень тоже не имеет определенных возрастных границ. Она появляется к концу дошкольного детства и развивается на протяжении всей жизни.

Таким образом, совершенствование звуковой стороны речи: четкости произношения, звучности и подвижности голоса, умения пользоваться темпом и ритмом речи, правильного дыхания является необходимым этапом подготовки к выразительной речи.

Большую роль в речи играет интонация. Она усиливает значение слова. Вместе с тем иногда с ее помощью можно придавать высказыванию смысл, противоположный тому, что выражает само слово.

Для более эффективного формирования у детей фонетической стороны речи необходима тесная взаимосвязь обучения на занятиях и воспитания звукопроизношения в повседневной жизни.

Подобная взаимосвязь (в содержании и методах работы) состоит в том, что на всех этапах обучения на занятиях и в упражнениях в повседневной жизни решаются одни и те же программные задачи. Во всех видах деятельности по обучению звукопроизношению внимание детей постоянно фиксируют на звуковой стороне речи.

Взаимосвязь между обучением на занятиях и упражнения и вне их определяется, естественно, и этапом работы над звуком. Постановку звука целесообразнее давать на занятиях. Упражнения, закрепляющие данный звук, следует проводить как на занятиях, так и вне их. Подготовительную работу, предшествующую постановке звука, удобнее и легче проводить вне занятий. По утрам и вечерам, на прогулках организуются разнообразные игры и упражнения для развития речевого слуха и слухового внимания, дыхания и моторики артикуляционного аппарата.

 

Список литературы.

  1. Алексеева. М.М.Методика развития речи и обучение родному дошкольников./ М.М.Алексеева, В.И.Яшина.-М.: Издательский центр «Академия», 1998. — 400 с.
  2. Максаков.А.И. Правильно ли говорит ваш ребенок./ А.И.Максаков.-М.:Просвещение, 1988. — 159 с.
  3. Развитие речи детей дошкольного возраста: пособие для воспитателей. /В.И.Логинова [ и др] .-М. :Просвещение, 1984.-223

Методика развития речи детей дошкольного возраста:пособие / Л.П Федоренко [ и др] .-М.:Просвещение, 1984.-240 с.

— Ляйсан Абсатарова

Пока без коментариев.

Оставить комментарий

Reset all fields